Когда пассивность сильнее любой активности
«Королева Анна была популярна. Что же она делала для этого? Ничего. Ничего не делать — вот все, что требуется от короля Англии. За этот труд он получает тридцать миллионов в год» (Виктор Гюго. «Человек, который смеется»).
Вот бы быть королем или королевой! Хотелось бы, но не получилось. Однако есть категория людей, которая проживает свою жизнь в пассивности, не имея за это королевских дивидендов.
Школа Шиффов определяет пассивность, как обесценивание — «не решение людьми своих проблем или неумение их решать». Согласно этой теории человек демонстрирует некоторые формы пассивного поведения: ничегонеделание, cверхадаптация (сверхуслужливость), ажитация (возбуждение), беспомощность и насилие.
Мне такое поведение напоминает цугцванг – шахматную позицию, когда игрок понимает, что следующий ход приведет к ухудшению ситуации и тогда его действие равно бездействию.
Только пассивный человек находится в ситуации мнимого цугцванга, когда провала еще нет, но из-за страха ошибиться, не использует свою энергию для решения проблемы в ожидании реального цугцванга – проигрыша.
Основная причина пассивности – не недостаток ума или cпособностей, а привычка, cформировавшаяся в детстве. Пассивные личности — мастера в управлении и контроле за поведением других людей c позиции «снизу» или Жертвы.
Выученная беспомощность помогает им получать желаемое и не брать ответственность за свои решения, легко оправдывая свое поведение. В прошлом они усвоили, что когда выглядят слабыми и беспомощными, то это обязывает кого-то другого думать за них и заботиться о них. Обесценивая себя они сохраняли симбиоз с родителями.
Часто пассивность проявляется в непродуктивном поведении от бесконечного «Не знаю» до насилия – избиение кого-либо или поломку чего-либо, высвобождая свою излишнюю энергию, направленную на себя или другого, в попытке заставить решить за них проблему.
Берн писал: «Cуществует два типа людей: настоящие и искусственные. Настоящие люди сами принимают решения, а искусственные ждут подарков судьбы».
Так как выученная беспомощность, как паттерн, установленный разумом, похож на русло реки, направляющее движение воды, то потребуется значительное усилие, чтобы повернуть этот поток в нужном направлении. Никому не приходилось работать, чтобы научиться ничего не делать, но чтобы научится действовать, нужно желание, причина и мотивация.
Осознавание ведущей мотивации — «избегание неудачи» вместо «достижения успеха» и то, что нерешительность не имеет отношения к имеющимся альтернативам, откроет путь к разрушению детского паттерна выученной беспомощности.
Автор: Виктория Двойнишникова, психолог, сертифицированный транзактный аналитик СТА(Р)